С какого возраста нужно предупреждать ребенка о том, что его может подстерегать опасность? Как ему об этом лучше сказать, чтобы не травмировать детскую психику?

В возрасте от 3 до 5 лет, малыш начнет осознавать опасность некоторых вещей и сможет частично контролировать свое любопытство. Психика малышей раннего и дошкольного возраста устроена таким образом, что они пока не способны осознавать последствия своих действий даже для самих себя, что уж тут говорить о последствиях для других людей. Наиболее распространенные ситуации, в которых родители требуют от малышей продумывать, что произойдет после их поступков, связаны с детской безопасностью: детки часто выбегают на проезжую часть, едят красивые красные ягодки с неизвестных им кустов, играют со спичками и другими потенциально опасными предметами.

Дети в этом возрасте действительно не осознают последствий своих поступков! Тем не менее, если вы доступным им языком расскажете, почему нельзя играть на проезжей части и терпеливо будете объяснять это раз за разом, это закрепится в памяти у малыша.

Хорошей иллюстрацией могут служить детские сказки, например о Колобке, который не подумал о последствиях и был съеден Лисой.

По мнению специалистов, дети не должны постоянно слышать от родителей «нельзя», особенно в дошкольном возрасте. Им обязательно нужно объяснять, почему не стоит делать то или иное действие.

А вот с 7-летнего возраста формируется произвольная способность регуляции собственного поведения. Именно по этой причине рекомендуется отдавать детей в школу не ранее семи лет. В этом возрасте ребенок способен следовать правилам, соблюдать их, руководить своими действиями: например, не вставать с места во время урока. Ко всем этим умениям добавляется еще одно – способность осознавать последствия своих действий для самого себя. Младший школьник уже понимает, что нельзя играть с огнем, потому что можно обжечься. Восьмилетний ребенок уже не станет есть непонятные красные ягодки, потому что сможет продумать последствия: «Если этот куст окажется ядовитым, я отравлюсь».

Т.е. в младшем школьном возрасте ребенок уже может осознавать последствия своих действий для самого себя, но пока еще не может предугадать, как его действия отразятся на других людях. Именно поэтому возраст уголовной ответственности наступает значительно позже.

Именно в подростковом возрасте формируется способность осознавать последствия своих действий не только для себя, но и для окружающих. 14 лет – возраст наступления частичной уголовной ответственности, когда тинейджер уже понимает, что его действия могут нанести вред другим людям. Тем не менее, не стоит забывать и о таком феномене подросткового возраста, как вера в персональный миф – характерное для подростка сознание того, что он является исключением из законов природы и будет жить вечно. Именно вера в персональный миф иногда толкает подростка к совершению опрометчивых импульсивных поступков, потенциально несущих опасность для его жизни. Персональный миф пошатывает способность подростка к осознанию последствий своих действий для самого себя, но сохраняет возможность продумывать их для окружающих.

Постарайтесь не говорить подростку фраз типа: «ты не понимаешь элементарных вещей – не знаю, что из тебя вырастет» или «молодой еще – многого не понимаешь». Родителям необходимо аргументировать свою точку зрения, объясняя что-то подростку.

В 16 лет человек уже может продумывать свои действия наперед, строить планы и понимать, что именно будет зависеть от его поступков.

Родители очень часто сомневаются в необходимости «неприятного разговора» на тему сексуальной безопасности. Увы, «своего» времени для того, чтобы ребенок узнал об этом сам, просто нет. Узнать можно либо на своем опыте (чего как раз лучше бы избежать), либо от родителей, либо не узнать совсем. Дети обычно не обсуждают перенесенные домогательства или насилие между собой, поэтому разговоры с родителями – наиболее безопасный и правильный путь.

Разговор можно начинать уже с двух лет. Это время для первых бесед о том, что на теле есть разные места и некоторые из них – особенные. В этом возрасте ребенок уже способен понять общую идею согласия и отказа. Немного погодя можно расширить тему и рассказать, что и в каких ситуациях с ребенком допустимо делать взрослым, а что нет.

Конечно, за один разговор вы все не объясните. Тема безопасности – так же как и тема «Откуда я взялся» – должна быть доступна для обсуждения постоянно; разве что кроме ситуаций, когда вокруг находятся посторонние люди. Так что разговоров будет несколько, и между ними могут быть долгие перерывы.